Психология детских капризов

Свой протест и недовольство дети, иногда, выражают плачем, криком, поведением, заслуживающим названия каприза, нарочно создавая или провоцируя ситуации, которые дали бы им повод для более или менее подходящей, соответствующей реакции. Они «придираются» ко всякой мелочи, а порой и сами специально создают такие ситуации, чтобы дать выход накопившемуся в них раздражению. И нужно понять, что таким образом нам пытается сказать ребенок, ведь дети не могут логически проследить причину возникновения у них недовольства. Ребенок может чувствовать, что его не замечают, не любят, не верят, либо по его мнению родители больше внимания и ласки уделяют братику или сестричке.

Это может быть сплошной протест против действительности, против определенных отношений и обстоятельств, и против чувства собственной слабости, беспомощности, а также месть, желание причинить другим неприятность своим криком. Дети часто кричат «назло» другим и важно то, что дети кричат для других, для каприза нужен благодарный зритель. Реакция на каприз — вот чего добивается ребенок и неважно будет это позитивная или негативная реакция, но он все равно хочет быть замеченным. И даже если мы его спросим почему он так себя ведет, то возможно, что он не сможет нам назвать истинную причину своего поведения.

Опыт показывает, что если идти немедленно на встречу всем капризным требованиям ребенка, то требования эти не только не прекращаются, а часто, наоборот, разрастаются и принимают дикие формы.

Кроме того, попытка ликвидировать каприз излишней уступчивостью, лаской, нежностью усиливает у ребенка чувство обиды, лежащей в основе каприза, несправедливости к нему, укрепляет его в его праве требовать компенсацию и усиливает его чувство жалости к самому себе – что еще больше озлобляет его, раздражает и заставляет еще сильнее протестовать, плакать и кричать.

Важно помнить, что у детей есть требования, но не все они должны быть в обязательном порядке удовлетворенны. Ребенок не может получать все, что хочет, сразу. Очень важно избавить ребенка от иллюзии, будто он всесилен, может делать что хочет и получать все что пожелает.

По мнению Русо, что-бы сделать ребенка несчастливым – нужно приучить его к тому, что он получает все, что хочет. Также ошибкой является – разрешить ребенку сомневаться между вашей волей и его собственной, вести бесконечную борьбу за то, кто является главным.

Каприз представляет собой “симптоматическое действие”, выражающее конфликт между требованиями и возможностями реальности, а также желаниями ребенка. Каприз выражает нежелание ребенка принять эту реальность и так реализуется его упрямая установка к этой реальности.

Реалистичные и постоянно действующие правила, ограничения (начиная с раннего возраста), которые касаются нескольких вещей и всобода внутри этих правил – вот то, что позволит ребенку быть уверенным в своей позиции и чувствовать себя спокойно.